Обзорная информация о коррупции в сфере образования

10 декабря 2020

Обзорная информация о коррупции в сфере образования.

 

В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.

В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений.

Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

За последние несколько лет органами государственной власти предприняты значительные шаги в борьбе с коррупцией: была сформирована соответствующая правовая база, проведены институциональные изменения, реализованы меры по привлечению гражданского общества к решению проблемы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений. Вместе с тем в ряде сфер общественных отношений противодействие коррупции требует дополнительного регулирования, привлечения новых средств и методов.

Так, сфера образования традиционно называется и до сих пор остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др. В числе факторов, способствующих росту коррупции в образовании, называют разрозненность и противоречивость образовательного законодательства; понижение качества образовательных услуг; укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм). При этом размер средств, затрачиваемых на образовательную сферу государством, является весьма значительным.

Коррупция в сфере образования – многогранная и комплексная проблема. В сферу образования в той или иной мере вовлечено подавляющее большинство граждан Российской Федерации, в связи с чем проблемы сферы образования имеют широкий общественный резонанс.

Особая опасность коррупции в системе образования заключается в том, что коррупция не только снижает качество самого образования, но и формирует у подрастающего поколения отношение к коррупции как к нормальному явлению.

Эффективно противодействовать коррупции в образовании мешает добровольный сговор участников коррупционных отношений, «договоренности» о поборах и взятках между педагогическими работниками и администрацией, учреждением и обучающимся. Зачастую ценность образования как такового не осознается гражданами, требования работодателей к образованию носят формальный характер, граждане заинтересованы не в образовании, а в формальных подтверждениях уровня образования (в получении диплома с минимальным вложением усилий). Это создает широкое поле для коррупционных проявлений, системе образования нужна новая нравственно-психологическая атмосфера, гласность.

Особая опасность распространения коррупции в образовании обусловлена вовлеченностью значительного количества лиц в коррупционные связи, системным характером этого вида коррупции; негативным последствием ее распространения является снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение качества образования, что, в свою очередь, вызывает существенные проблемы на пути инновационного развития государства, создает риски и угрозы жизни и здоровью населения со стороны неквалифицированных специалистов. Ситуацию осложняют методологические проблемы выработки универсальных критериев определения эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оценки качества оказываемых образовательных услуг, необходимость широкого использование метода субъективных оценок.

В Докладе Общественной палаты "Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 г." указывается, что в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:

- прием в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады, школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);

- перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с неосвоением ими образовательной программы;

- подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

- проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕГЭ, проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;

- привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности получение пожертвований на нужды детских садов и школ как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;

- создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;

- лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

- распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

- утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;

- прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;

- использование имущества образовательных организаций.

Кроме того, можно отметить повышенную коррупциогенность в случаях принятия решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную, распределении грантов и др. Существенно увеличиваются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Международными организациями кумовство называется одним из видов коррупции в сфере образования.

Еще одна актуальная проблема связана с правомерностью сборов денежных средств с обучающихся или их родителей (законных представителей). Само по себе пожертвование не является запрещенным. Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст. 572 Гражданского кодекса РФ) и пожертвования (ст. 582 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, существует определенный порядок целевого сбора средств и их расходования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Данным Федеральным законом установлены следующие требования: необходим договор пожертвования или завещание, подготовленные на основании норм Гражданского кодекса РФ (в договоре указываются цель пожертвования, номер банковского счета, порядок распоряжения); должен быть создан совет по использованию целевого капитала. Таким образом, пожертвования допустимы, однако при этом необходимо заключать договоры пожертвования с родителями, оформлять надлежащим способом собранные средства и перечислять на расчетный счет.

В письме Минобразования России от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 отмечалось, что родители (законные представители) не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе. Ранее указывалось, что развитие материально-технической базы государственного, муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется самим учреждением в пределах бюджетных и собственных средств (письмо Минобразования России от 27 июня 1995 г. N 48-М).

Как уже отмечалось, зачастую в наличии действующих коррупционных схем заинтересованы как некоторые обучающиеся, так и представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В этих случаях преодолению коррупции способствует активная гражданская позиция лиц, не желающих поддерживать такое положение. Так, видеоролики, размещенные в сети Интернет студентами Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), послужили поводом к возбуждению уголовных дел по ст. 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки).

Таким образом, определяются направления для борьбы с коррупцией, предметом которой является также реформа в области государственного управления: профилактика и контроль. Профилактические мероприятия проявляются в различных формах и имеют своей целью формирование и укоренение антикоррупционной культуры в обществе в целом. Они включают в себя, в первую очередь, такие мероприятия, как кодексы поведения, директивы, нормативные документы, соглашения, которые могут быть предусмотрены как закрепляющие определенные принципы или являющиеся юридически обязательными. Все они повышают уровень добросовестности и этического поведения.

Кроме этого, имеются правила по управлению конфликтами интересов, в случае которых речь идет о ключевой теме для борьбы с коррупцией во многих отношениях. Этот комплексный материал включает в себя, среди прочего: определение, критерии и процедуры по управлению конфликтами интересов, дальнейшему мониторингу и наказанию в случае конфликта интересов. Тем не менее важно отметить, что разрешение конфликтов интересов имеет важное значение как для самой борьбы с коррупцией, так и для административной реформы.

Другой регулирующий механизм по профилактике коррупции касается защиты информаторов. Здесь речь идет в первую очередь о наличии адекватных механизмов осведомления внутри административного органа для информирования о формах поведения, которые являются необычными или даже незаконными. В данном контексте особое значение имеют два аспекта: применяемый процесс и доступные механизмы сообщения о нарушениях, которые позволяют установить конкретные факты или провести расследование, а также защита информаторов, особенно если известно то, что такое поведение в их собственной организации обычно расценивается как крайне нежелательное (из-за страха ответных мер возмездия). Сведения информаторов являются очень ценными и, как правило, также решающими, но скорее редкими и трудно добываемыми на практике.

 

Вулканное городское поселение